|
ПЕРВАЯ
МИРОВАЯ
ВОЙНА И
ТРАГЕДИЯ
НЕМЕЦКИХ ГРАЖДАН
РОССИИ Сергей Фомин Часть II |
|||
|
ВОЛК,
ВЫГРЫЗАЮЩИЙ
СОБСТВЕННОЕ
БРЮХО (Предисловие
редактора) В наше
время
многим
хорошо
известно о
еврейских
погромах в России
начала ХХ
века. Но в
трещавшей
по швам
империи
громили не
только
евреев.
Более пятисот
лет в
городах и
селах
России и
других
территорий
Российской
Империи
рядом с коренными
народами
проживали
немцы: дворяне
и крестьяне,
ремесленники
и ученые,
учителя и
врачи. Даже
царствовавший
дом
Романовых
полностью
онемечился
уже в конце XVIII
века. Так что
едва-ли
будет
преувеличением
сказать, что
Россия
нового
времени
была
немыслима
без
немецкого
этнокультурного
элемента. Ну
а после
большевистского
переворота 1917
года и
десятилетий
"ленинской
национальной
политики"
немецкое
меньшинство
в России
практически
сошло на нет.
Что же
случилось с
миллионами
"русских
немцев" в ХХ
веке? Отчего
они
практически
исчезли?
Любой, серьезно
и
нтересующийся
русской
историей подсоветского
периода,
знает о
депортациях
и репрессиях
по
этническому
признаку,
как и о массовой
эмиграции
остатков
русских
немцев в
конце
прошлого
века. Однако
гораздо меньшему
числу
россиян и
нероссиян
известно о
том, что
"разнемечивание
России"
началось
несколько
раньше
прихода к
власти
отктыто деструктивного
антирусского
режима в 1917
году, а
именно - в
годы
роковой
Первой
Мировой. Об этом
и расскажет
нижеприведенный
отрывок из
книги
Сергея
Фомина. Хочется
добавить,
что разгул
кровавого
насилия и
мародерства,
описанный
г-ном
Фоминым,
родился не
только в
среде
"низкой
черни", но и в
изысканных салонах
"черни
золоченой" -
бездарной
последней
"элиты"
покосившейся
Империи. А всего
двумя
годами
позже,
расправившись
с жившими
рядом
немцами и
отчасти
другими западноевропейцами,
отравленные
насилием
народные
массы
набросились
на свое
государство
и подобно
бешенному
волку,
выгрызающему
собственное
брюхо,
залили
Россию
кровью
своих же
соплеменников.
В
результате
Россия
обрела
новый облик.
Не станем
уточнять какой,
ибо о вкусах
не спорят, но
такой, какой
есть. Предлагаем
и даже
советуем
ознакомиться
с
нижеприведенным
текстом.
Узнав
с началом
войны о
первых
притеснениях
немцев, епископ
Таврический
и
Симферопольский
Димитрий
(князь
Абашидзе)
пророчески
предупреждал:
«Они идут
умирать за
Россию, а мы
станем
обижать их
какими бы то
ни было
подозрениями
или
неразумными
выходками,
за это жестоко
нас накажет
Отец
Небесный!» Продолжение.
Начало - здесь Отголоски
этой
искусственно
раздутой в стране
истерии
достигали и
лично
Государыни
и не раз,
следует
признать,
достигали
своей цели. «Больно,
когда [Ее]
клеймят за
всякое
слово,
по-немецки
произнесенное,
– читаем
запись об
Императрице
в дневнике
старшей
сестры
Собственного
Ее Величества
лазарета в
Царском
Селе В. В. Чеботаревой
за 17 июля 1915 г. – У
нас я только
раз слышала
фразу, к
Евгению
Сергеевичу [i] обращенную.
Нужно было
обменяться
впечатлением
о больном –
Боткин
по-французски
не говорит.
Оказывается,
негодяй
Сперанский
раззвонил
по всему
Царскому. А
как иногда
Девочки со
свойственной
Им живостью
могут
сделать
больно. Вера
Игнатьевна
докладывала
о свадьбе
Лудера, в Павловске
будет, там и
старая его
бабка живет,
немка. И,
улыбаясь,
добавила:
«Последнее тщательно
скрывается».
«Еще бы не
скрывать, вполне
его понимаю,
еще, пожалуй,
настоящая
кровожадная
немка», –
выпалила
Ольга Николаевна» [ii]. Следы
подобных
разговоров
Дочерей,
ранивших,
безусловно,
любящее
сердце
Государыни,
запечатлены
в письме Вел.
Княжны
Татьяны Николаевны
и ответе на
него Матери. (29.10.1914): «Пожалуйста
прости меня,
дорогая
Мама, если когда-нибудь
невольно я
обидела
Тебя, сказав
что-нибудь о
Твоей
прежней
родине, но, в самом
деле, если я
действительно
что-то говорю
не подумав,
что могу
Тебя задеть,
потому что,
когда я
думаю о Тебе,
я представляю,
что Ты наш
Ангел,
дорогая
Мама, что Ты
русская, и
всегда
забываю, что
это не
всегда было
так, что у
Тебя была
другая
родина,
прежде чем
Ты приехала
сюда, к Папе.
Пожалуйста,
прости меня,
Дорогая». (29.10.1914): «Спасибо,
Солнышко, за
твои
любящие
слова. Вы,
девочки Мои,
Меня не
обижаете, но
те, кто старше
вас, могли бы
иногда и
думать… но
все вполне
естественно.
Я абсолютно
понимаю чувства
всех
русских и не
могу одобрять
действия
наших
врагов. Они слишком ужасны,
и поэтому их
жестокое
поведение
так Меня
ранит, а
также то, что
Я должна
выслушивать.
Как ты
говоришь, Я
вполне
русская, но
не могу
забыть Мою
старую
родину» [iii]. Трудно
себе это
представить,
но
Венчанная
Церковью
Императрица
Всероссийская
вынуждена
была
оправдываться
не только
перед
Своими
подданными,
но и горячо
любившими
Ее Детьми! Александра Фёдоровна (Victoria Alix
Helena Louise Beatrice von Hessen und bei Rhein), последняя
Императрица
Росийской
Империи К
сожалению,
роль в эти
дни
московского
духовенства
была, по
существу
своему
никакой. Били
«по хвостам»,
вслед. Во
время
событий
предпочитая
не высовываться [iv]. Нет, не
вышли
московские
священники
с крестами
остановить
буянившую
толпу.
Подобно, например,
ректору
Киевской
духовной
академии
епископу
Чигиринскому
Платону
(Рождественскому) [v],
пошедшему в 1905
г. с крестом
умолять
киевлян не
громить
евреев [vi]. А ведь
возглавлял
Московскую
кафедру в ту
пору митрополит
Макарий,
известный
своими строгими
православными
и
верноподданническими
взглядами! Быть
может, одной
из причин
такого
безразличия
было
осознание
некоторыми
православными
миссионерами
того
поражения,
которое они
потерпели в
борьбе с т. н.
штундо-баптизмом.
«Нигде в
сектантстве,
– писал
церковный
историк И. К.
Смолич, –
церковная
миссия не терпела
такого
сокрушительного
фиаско: она
оказалась
неподготовленной,
неорганизованной
и
безсильной
перед
штундой» [vii]. Разумеется,
как
справедливо
пишут
современные
авторы,
«насадителями
баптизма в
России были
немцы-колонисты
наших южных
губерний.
Первыми
известными
пропагандистами
этой секты в
России были
те же
немцы-колонисты
и
приезжавшие
к ним заграничные
проповедники
немцы же» [viii]. Нельзя
отрицать и
безусловного
подрывного
по
отношению к любому государству
характера
штунды,
сводившегося:
«1) к отрицанию
присяги
вообще и, в
частности, к
отрицанию
присяги на
верность
Царю и Родине;
2) к отрицанию
войны,
военной
службы и смертной
казни; 3) к
признанию
несправедливым
современного
строя
экономической
жизни; 4) к
осуждению
всего
существующего
государственного
порядка, при
котором возможны
война,
смертная
казнь и
неравномерное
распределение
земных благ
и 5) к противоборству
православию,
которым
держится этот
порядок» [ix]. (Как нельзя,
впрочем,
отрицать и
косвенной
пользы появления
секты для
улучшения
духовно-нравственного
уровня
самого
православного
духовенства.
Среди
выработанных
в 1884 г. собравшимися
в Киеве
Преосвященными
мер обращают
на себя
внимание
следующие:
«назначать в
приходы,
зараженные
штундою […]
членов
причта, в
особенности
же
священников,
из лиц, по образованию
и
нравственным
качествам
наиболее
соответствующих
требованием
пастырского
и
церковного
служения»; от
архиереев
требовалось
«неопустительное
наблюдение
за благоговейным
и согласным
с церковным
уставом,
совершением
богослужения»;
от приходов –
«усиливать
сбор денег
на
приходские
нужды и
употреблять
оные, между
прочим, на
пособия
бедным
прихожанам» [x].) Однако
же нельзя
при этом
допустить,
чтобы Германский
император
мог
одобрить
такое вот,
например,
заявление
Всемiрного
конгресса
баптистов,
прошедшего
в Лондоне в 1905
г., о том, что
баптизм
«содержит
обетование
помощи и
освобождение
для миллионов
людей,
которые
теперь
стонут под
деспотическим
гнетом
правительств
мiра сего» [xi]. Ведь
известно же,
наконец, что
Германия – это
вовсе не
страна
штундо-баптизма,
а страна лютеран
и католиков.
Баптисты в
ней были в
Германии
такой же сектой,
как,
например, в
России
субботники.
Но ведь
никому на
том
основании,
что
субботничество
возникло в
России, и в
голову,
думаю, не
придет
обвинить
Российскую
Империю в распространении
жидовства. К
сожалению, германофобия
у нас часто
выходила за
пределы
разумного. «…Говорят,
Синод, –
писала 14
декабря 1914 г. с
возмущением
Императрица
Александра
Феодоровна
Государю, –
издал указ,
что не
должно быть
Рождественских
елок. Я хочу
выяснить,
правда ли
это и тогда
подыму
скандал. Это
не их дело и
не касается
Церкви.
Зачем же
отнимать
удовольствие
у раненых и
детей на том
основании,
что елка
была
первоначально
перенята из
Германии!
Эта узость
взглядов
прямо
чудовищна!»
Речь идет о
постановлении
училищного
совета при
Св. Синоде об
отмене ёлок,
устраиваемых
на Рождество
в
церковно-приходских
школах, ввиду
того, что
этот обычай
воспринят у
немцев [xii]. Следует
подчеркнуть:
кн. Ф. Ф. Юсупов
чувствовал
себя после
произошедших
в Москве
вопиющих
событий
слишком
уверенно. И
дело было не
только в том,
что в дни
погрома он
занемог
«дипломатической
болезнью» и
судил о
происходящем,
по его
словам, лишь
по докладам
градоначальника [xiii]. «Мы
были к ним, –
заявил он,
имея в виду
немцев, 28 мая
на
экстренном
совещании
гласных
Московской
городской
думы, –
слишком
добры. Я на стороне
наших
рабочих. Их
терпение
лопнуло. Они
не могут
работать
спокойно,
когда им
говорились
на каждом
шагу
грубости и
дерзости…
Малейший
успех
немцев на
фронте делал
их до
крайности
наглыми и
нахальными…» [xiv] 14 июня 1915
г. в Ставке в
присутствии
Государя состоялось
заседание
Совета
министров.
«Кроме
министров, –
вспоминал
ген. А. И.
Спиридович, –
присутствовал
Великий
Князь,
Янушкевич и
московский
генерал-губернатор
князь
Юсупов. Юсупову
Государь
предложил
доложить о
происшедшем
в Москве
погроме
немцев.
Волнуясь и жестикулируя,
Юсупов
взвалил всю
вину за погром
на
Министерство
внутренних
дел и, в частности,
на генерала
Джунковского,
которое,
якобы
покровительствуя
немцам,
возвращало
из ссылки
удаленных
из Москвы
немецких
подданных.
Это
возмутило,
наконец,
простой народ,
и он устроил
погром.
Московская
полиция не
сумела ни
предупредить
его, ни
прекратить.
Доклад
продолжался
больше часа
и произвел
странное,
неясное
впечатление.
Выходило
так, что он
сам
натравливал
население
на немцев» [xv]. Это же
собственно
подтверждал
и Государь в
Своем
письме
Царице 16 июня: «Юсупов, за
которым Я
послал,
присутствовал
на совете по
первому
вопросу
[режима
германских
и австрийских
подданных];
мы немножко
охладили
его пыл и
дали ему
несколько
ясных
инструкций.
Забавные
были
моменты,
когда он
читал свой
доклад о
московском
бунте – он
пришел в
возбуждение,
потрясал
кулаками и
колотил ими
по столу». Но в
чем же была
причина
такой
смелости,
вернее даже
нахальства,
этого
совершенно
недалекого
человека? Думаю,
мы не
слишком
ошибемся,
если
обратим внимание
на то, что у
князя был
надежнейший
«союзник» в
лице
вдовствующей
Императрицы
Марии
Феодоровны.
Судя по
недавно
опубликованным
Ее
дневникам,
по частоте
приемов Юсуповы
лишь немногим
уступали
обер-гофмейстеру
Императрицы
кн. Г. Д.
Шервашидзе
или Ее
любимой
фрейлине З.
Менгден. Эти
отношения
подкреплялись
не только
родством
(невестка
князя была
внучкой
Вдовствующей
Императрицы),
но и тем немаловажным
обстоятельством,
что Юсупов Старший
долгое
время (1904-1908)
командовал
полком, Шефом
которого
Она была А вот
неотретушированные
мысли
Императрицы
Марии
Феодоровны
о немцах,
продиктованные
отнюдь не
только
войной. Из
письма Вел.
Кн. Николаю
Михайловичу
(7.9.1914): «Если
бы можно
было поскорее
покончить с
австрийцами,
чтобы смочь бросить
все силы на
этих
проклятых
ненавистных
германцев,
которые
ведут себя
как самые
настоящие
варвары и
которые, как
я надеюсь от
всей души, в
конце
концов
будут наказаны.
Это такие
чудовища,
внушающие
ужас и отвращение,
которым нет
подобных в
истории. […] …Немцы
хуже диких
зверей.
Надеюсь ни
одного из
них не
видеть всю
мою жизнь. В
течение пятидесяти
лет я
ненавидела
пруссаков,
но теперь
питаю к ним
непримиримую
ненависть»[xvi]. (Но
произошло,
как мы
помним,
иначе.
Именно немцы
в Крыму
после
революции
спасли
Императрицу
Марию
Федоровну
от бывших Ее
подданных…) Ему же
(12.10.1914): «Какие
подлецы.
Надеюсь
никогда в
жизни не видеть
ни одного,
особенно
Вильгельма,
этого
одержимого
дьяволом» [xvii]. Ему же
(19.10.1914): «Дай
Господь,
чтобы в
конце
концов они
[немцы] были
наказаны и
чтобы мы
союзниками
сокрушили и
покончили с
этими
дьяволами и
трижды
свиньями» [xviii]. Председателю
Государственной
думы М. В. Родзянко,
приехавшему
12 июля 1915 г. в
Киев: «Вы не
можете себе
представить,
какое для меня
удовлетворение
после того,
что я
пятьдесят
лет должна
была
скрывать свои
чувства –
иметь
возможность
сказать всему
свету, что я
ненавижу
немцев»[xix]. "Вдовствующая
Императрица"
Мария Феодоровна
(Marie
Sophie Frederikke Dagmar) Что
касается
результатов
расследования
безпорядков
в Москве, то поступили,
как обычно:
чтобы
притушить
скандал, как
правило,
жертвуют
меньшим. Был
уволен
градоначальник
ген. А. А.
Адрианов и
полицмейстер
Севенард. Не был
отдан под
суд и ни один
из
участников
погрома на
том
«основании»,
что, по
словам московского
городского
головы М. В.
Челнокова, в
противном-де
случае
«будут
говорить:
вот как еще
немцы сильны,
это они
мстят за
погром…» [xx] Несмотря
на
проведенное
впоследствии
расследование,
подоплека
московских
безпорядков
до сих пор во
многом остается
загадочной.
Некоторые
современники
задавались
вопросами,
так до сих
пор и оставшимися
без четких
ответов: «Но
все же эту
толпу,
безразличную,
может быть,
ко всему, кроме
буйства,
кто-то
поднял и ею
кто-то руководил.
Какой силе
принадлежала
невидимая
рука,
направлявшая
действия
этой толпы именно
в ту сторону,
которая
могла
привлечь к
ней
симпатии,
хотя и
скрытые,
даже наиболее
экспансивной
части
нашего
общества? Кому-то
нужны были
эти жертвы,
разбитые
магазины,
квартиры и
разграбленное
в них
имущество! Наиболее
просто было
приписать
причину погрома
раздражению
населения
сердца России,
накопившемуся
у него
против
немцев. Они
нас бьют на
фронте, мы их –
в тылу» [xxi]. Как бы
то ни было,
одно можно
сказать с
уверенностью:
государственная
комиссия
четко
установила –
ни полиция,
ни немцы, ни
социал-демократы,
включая
большевиков,
ни черносотенцы
толпу не
поднимали. Союзники
также
попытались
рассмотреть
немецкий
погром в
Москве со
своей точки
зрения. В нем
они «увидели
проявление
раздражения
не только
против
немцев –
наших
военных
противников,
но и против
иностранцев
вообще, не
исключая и
союзников» [xxii]. В
русском
образованном
обществе, с
уст которого
и в разгаре
войны не
сходили
призывы к
терпимости,
равноправию,
милосердию
по отношению,
скажем, к
евреям
(пресловутое
общество
«Щит» и т. д.), не
нашлось ни
словечка в
защиту
громимых в
самом
центре
Москвы
выходцев из
Западной Европы,
носивших
нерусские
фамилии. Только
в такой
ненормальной
обстановке
предшествовавшего
революции
коллективного
психоза и
могла
появиться (в 1916
г.) брошюрка «выдающегося
ученого-психиатра»
В. М. Бехтерева,
название
которой, на
наш взгляд,
свидетельствовало
лишь о
состоянии
самого
автора:
«Вильгельм –
дегенерат
Нероновского
типа». Для того,
чтобы
вполне
понять,
какой же
диагноз публично
ставил
маститый
психиатр
своему не обращавшемуся
к нему
Венценосному
пациенту,
сделаем из
44-страничной
брошюры
несколько
выписок: По
мнению
Бехтерева,
личность
Германского
императора
«вполне
нормальной
со строго научной
точки
зрения
признать
было бы трудно». Доказательства?
– Склонность
Вильгельма II
«выставлять
себя
беззастенчиво
исполнителем
воли Бога,
что
граничит
уже с бредом».
(Все это
печатается,
напомним, в
Российской
Империи, где
Православная
Церковь
занимала
господствующее
положение!)
Но далее… «Ясно,
что если
Вильгельм
не может
быть признан
душевнобольным
человеком,
то он не
может быть
назван и
вполне
здоровым,
ибо
указанные
выше
особенности
его натуры
доказывают
его
неуравновешенность
и склонность
к
ненормальным
проявлениям
и расстройствам,
столь
обычным для
всех
дегенератов». Эта
брошюрка,
наряду с
другой,
пореволюционной
статьей, где
Бехтерев
ставит
вполне фантастический
(с точки
зрения
психиатрии)
диагноз Г. Е.
Распутину
(«половой
гипнотизм») [xxiii], а также и
позднейший
диагноз И. В.
Сталину («паранойя»)
свидетельствуют
лишь о
ненормальности
самого
«выдающегося»
ученого. Даже
известный
своим
антантофильством
проф. Е. В.
Тарле в
предисловии
к переписке
между
Императорами
Николаем II и
Вильгельмом
II в
революционно-разоблачительном
1917 г. писал о
Германском
кайзере:
«Перед нами
человек,
зорко и умело
соблюдающий
интересы
своей
родины, ставящий
себе точную
дипломатическую
задачу и
неуклонно
стремящийся
к ее
разрешению» [xxiv]. Обращают
на себя
внимание
также
некоторые
тенденции,
обнаружившие
себя при
организации
акций очищения
Москвы от
лояльных
«внутренних
немцев».
Выявлены
они были в
ходе
расследования
сенаторами
майского
погрома. Так,
по словам
сенатора Н. С.
Крашенинникова,
высылка женщин
– бывших
российских
подданных,
независимо от
того,
состояли
они в браке с
германскими
гражданами
или уже
расторгнули
его, обосновывалось
их общей виной перед
Россией» [xxv]. Суть
этой «вины»
прояснил в
своих
записках
другой
сенатор – Н. П.
Харламов:
эти женщины
«приняли в
себя немецкое
семя» [xxvi]. Однако
наиболее
позорные
факты
«борьбы с немецким
засильем»
все еще
малоизвестны,
хотя
частично и
обнародованы. Речь
идет о
выселении
немцев
непосредственно
во
фронтовой
полосе.
Причем, не
просто о
немцах, а о
подданных
Российской
Империи. В июне 1915
г, почти под
занавес
своей
недолгой карьеры,
начальник
штаба
Верховного
главнокомандующего
ген. Н. Н.
Янушкевич,
не
стесняясь в выражениях,
буквально в
следующих
словах приказывал
главным
начальникам
Киевского и
Одесского
военных
округов:
«…Выселить в
кратчайший
срок
немецких
колонистов,
проживающих
в
пограничных
губерниях
названных
военных
округов» с
целью
ликвидации
«готовой базы
для
германского
нашествия»;
«…надо всю немецкую
пакость
уволить, и
без
нежностей, наоборот,
гнать их, как
скот» [xxvii]. Во
второй
половине
июня 1915 г.
главнокомандующий
армиями
Юго-Западного
фронта ген. Н.
И. Иванов «дал
распоряжение
главному
начальнику
Киевского
военного
округа
взять из
числа
немцев-колонистов
заложников,
большей
частью
учителей и
пасторов,
заключив их
до конца
войны в
тюрьмы (соотношение:
1 заложник на
1000 человек
населения).
Также
предписывалось
реквизировать
у населения
колоний все
продовольствие,
оставив
лишь
небольшую
часть до
нового урожая,
а в места
компактного
проживания
немцев
поселить
беженцев. За
отказ
выполнить это
распоряжение
заложникам
угрожала
смертная
казнь. Это
редчайший в
истории
пример, когда
заложников
брали из
числа
собственного
населения» [xxviii]. После
октября 1917-го
этот
уникальный
пример
распространился
на все
коренное
население… Вообще,
летом и
осенью 1915 г., по
свидетельству
историков,
знакомившихся
с
сохранившимися
документами,
«в полосе
Юго-Западного
фронта
предпринимались
неоднократные
попытки
расширить
масштабы
депортаций
в географическом
и численном
отношении. […]
По ходатайству
командующего
8-й армией
генерала от
кавалерии А.
А. Брусилова
западнее
Сарн, Ровно,
Острога,
Изяслава с 23
октября
проводилась
высылка тех
немцев-колонистов,
которые по
решению
Особого
совещания
до сих пор
оставались
на местах:
стариков
старше 60 лет,
вдов и
матерей
погибших на
фронте,
инвалидов,
калек, в том
числе
слепых.
Генерал утверждал,
что они,
“несомненно,
портят
телеграфные
и
телефонные
провода”. В
трехдневный
срок
высылалось 20
тысяч
человек.
Выселение
колонистов
производилось
исключительно
при
поддержке
войск,
нередко
сжигавших и
грабивших
не только
колонии, но и
небольшие
города.
Столкнувшись
с такого
рода трудностями,
многие
воинские
начальники старались
как-то сбить
накал
антинемецких
страстей…» [xxix] Заметим,
что такие
действия
ген. А. А.
Брусилова
проистекали
не в
последнюю
очередь из его
опыта
общения с
семьей
первой его
жены –
немцами-лютеранами
из
Эстляндии [xxx]. При этом
подчеркиваемые
им «свои
чисто русские,
православные
убеждения и
верования», напомним,
нисколько
не мешали
генералу одновременно
серьезно
заниматься
оккультизмом. Знакомясь
со всеми
этими вопиющими
фактами, нельзя
не прийти к
выводу, что
всем тем
шокирующим
нормального
человека
безобразиям
и
преступлениям
русского
человека (в
том числе и
«человека с
ружьем») к 1917
году уже
научили.
Заложники,
реквизиции,
доносы,
грабежи, высылки,
конфискации
частных
предприятий
с
последующей
передачей
их под
государственный
контроль,
переименования
населенных
пунктов – всё
это впоследствии
уже
проделывалось
привычно и на
вполне
«законных»
основаниях. *** Действия
совершавших
все эти
преступления
людей
опиралось
на целую
систему
представлений,
позволявших
им мнить
себя
монархистами
и, более того,
даже
верноподданными. «…Любить Царя Русского раздельно от России, – утверждал в 1855 г. И. В. Киреевский, – значит любить внешнюю силу, случайную власть, а не Русского Царя: так любят Его раскольники и курляндцы. […] …Русскому бывает так противно, когда немец распространяется о своей преданности к Царю, – до чего немцы часто большие охотники при встречах своих с русскими. Русскому почти также смутно на сердце слушать эти уверения немца, как ему тяжело слушать всегдашние уверения самых безсовестных и корыстных чиновников о их безкорыстном уважении к законам. […] …Он боится этой наружной преданности немцев, смутно понимая, что за связью с ними таится и Самозванец, и Бирон, и вся насильственная ломка его старинных нравов и родных обычаев […] …Русского Царя не может любить человек, держащийся другого исповедания, разве любовью вредною для Царя и для России…» [xxxi]
И. В.
Киреевский, русский
религиозный
философ и
публицист, один из
главных
теоретиков
славянофильства. Ивану
Васильевичу
вторил И. С.
Аксаков. В 1857 г. в
Крыму он
пытался
развивать
те же идеи
перед К. Н.
Леонтьевым:
«Остзейские
бароны и другие наши немцы
внушали
покойному
Государю
следующую
мысль. Для
коренных
русских
нация русская,
русский
народ
дороже, чем
Вы. Нам же нет
дела до
русской
нации; мы знаем
только Вас, Государя –
вообще. Мы не
русской
нации “хотим”
служить; мы своему Государю
хотим быть
верными. Но
так как наш Государь
есть в то же
время и
Российский
Император,
то, служа Вам
верой и
правдой, мы
служим
России» [xxxii]. По
словам К. Н.
Леонтьева, И.
С. Аксаков
находил
такие
рассуждения
немцев
«ложными и
вредными
для России»,
поскольку
«русский
народ доказал
на деле не
раз свою “потребность” [sic!] в
Самодержавии и
без всяких
немцев» [xxxiii]. В
рассуждениях
обоих
славянофилов
под небрежно
наброшенными
хламидами
почвенников
явственны
мотивы
чисто
западного
происхождения:
«естественного
права» и
«общественного
договора».
Для того,
чтобы они
стали еще более
явны,
приведем
еще
несколько
мыслей И. В.
Киреевского
из
процитированного
нами сочинения.
Он считал,
например,
что
непременно
должны быть
«причины [sic!], для
которых
Россия
хочет иметь
Царя», что
именно «общей
доверенностью
народа [sic!]
особенно
прекрасно
достоинство
Царское в
России»,
«оправдать [sic!] эту
доверенность
– в этом вся
задача
Царствования» [xxxiv]. А если
народ «не
хочет» или «не
имеет
доверенности»,
а Царь «не
оправдает»
ее, то, стало
быть, и не
надо
никакого
Царя? Народ,
выходит, важнее
Помазанника
Божия?.. И
потому,
по-Киреевскому,
«без любви к
Отечеству
можно
раболепствовать
перед Царем
и уверять
Его в
преданности,
но нельзя любить» [xxxv]. При этом
он почему-то
забывает,
что любовь с
условием не
может быть
искренней.
Любовь
безоглядная
– не любовь по
расчету. По-иному
понимал
дело
современник
славянофилов,
выпускник
Морского
корпуса, дед
по материнской
линии А. А.
Ахматовой,
сам не
чуждый литературных
занятий, Э. И.
Стогов (1797†1880). В 1819 г.
в Иркутске
ему
представился
случай
беседовать
с генерал-губернатором
Сибири М. М.
Сперанским.
На вопрос
Михаила
Михайловича:
а что вы все
были там
патриоты, в
Морском
корпусе? – тут
же
последовал
ответ: – Да, мы
очень любим
Государя. – А
Россию? – Да как
любить, чего
не знаешь;
вот я еду
более года и
все Россия, я
и теперь ее
не знаю [xxxvi]. Ответ
безхитростный,
сделанный
без всякого
расчета [xxxvii]. Он
естественно
вытекал из
самой жизни
морского офицера.
Да, будучи в
корпусе, он и
«естественное
право»
изучил, и
теорию
«общественного
договора»
знал. Но
гораздо
ближе и
понятней был
ему пример
его отца,
судившего, в
рамках патриархальной
традиции,
крестьян по
справедливости, а не по
закону. И эти
неписаные,
традиционные
законы
имели
полное право
на
существование
в качестве обычного
права.
Для Э. И.
Стогова, его
отца и
многих
других трезвомыслящих
верноподданных
не существовало
«проклятых
вопросов».
Воля
Монарха, в их
понимании,
сама по себе
была
законом [xxxviii]. Монарх и
Его
земля/страна;
Монарх и Его
народ/подданные
– это всё одно. И
никаких отдельных интересов,
никаких если… Какие
принципы
оказались
прочней –
показал 1917 год. А что
касается
русских и
немцев… Однажды,
за
несколько
лет до
начала
войны Германский
Император
Вильгельм II
посетил 13-й
гусарский
Нарвский
полк, шефом которого
состоял.
Объезжая
строй, он
задал вопрос:
«За что полк
получил
Георгиевский
штандарт?»
Последовал
четкий
ответ: «За
взятие
Берлина,
Ваше
Величество» [xxxix]. Кайзер
тоже не
растерялся:
«Это очень
хорошо, но
все же лучше
никогда
больше
этого не повторять!» [xl] 23
августа 1915 г.
на западной
границе, у
местечка
Жмуйдки
застава
русских
конногвардейцев
под
командой
корнета Э. В.
фон
Рентельна [xli]атаковала
разъезд немецкого
24-го
Лейб-драгунского
полка. На погонах
зарубленных
германских
офицеров ясно
были видны
вензеля
Императора
Николая II –
Августейшего
Шефа полка [xlii]. Для
сравнения: с
началом войны
в наших
полках
шефство
Германского
и Австро-Венгерского
Императоров,
а также прочих
германских
владетельных
лиц было отменено. В то
самое время,
когда в
Москве
громили немцев,
молодой
артиллерийский
офицер
Федор Августович
Степун,
будущий
известный
философ, сын
выходца из
Восточной
Пруссии, владевшего
обширными
землями
между
Тильзитом и
Мемелем,
писал
матери с
фронта:
«…Слова о “Святой
Руси”
никогда не
станут
пустым звуком,
ибо
подлинно
верно, что
всю Россию “в
рабском
виде Царь
Небесный
исходил
благословляя”.
Но верно и то,
что в недрах
народных таится
еще много
вулканической,
языческой мистики,
а где-то и
темный
звериный
лик. […] Германской
совести
грозит
опасность
критического
окаменения.
Над русским
откровением
повисает
сумрак
хаоса
окаменения.
Над русским
откровением
повисает
сумрак хаоса
и
безсовестности.
Спасение
Германии в
России.
Спасение
России в
Германии» [xliii].
Высланный в 1922
г. в Германию
на «корабле
философов»,
по словам Л.
Аннинского,
он «получил
возможность
думать
дальше над
проклятым
вопросом:
если спасение
Германии в
России, а
спасение
России в Германии,
то что за
сила
бесовская
сталкивает
в войнах два
народа,
созданных
для сотрудничества?» [xliv] В 1924 г.
офицеры
одного из
Прусских
полков, Шефом
которого
был
Император
Николай II,
«воздвигли
Ему на
чрезвычайно
почетном месте
достойный
памятник» [xlv]. Первый
памятник
Русскому
Царю-Мученику. До сих
пор
остаются
верными,
хотя и
неисполненными,
слова
оклеветанного
германофобами,
и, прежде
всего,
Великим
Князем
Николаем
Николаевичем,
Военного
министра
Российской
Империи
генерала В. А.
Сухомлинова,
которому
Царственные
Узники
посчитали необходимым
в
Петропавловскую
крепость из
Тобольска –
из тюрьмы в
тюрьму –
передать Свое
благословение: «Начинающееся
на моих
глазах
мирное,
дружественное
сближение
России и
Германии
является
основной
предпосылкой
к
возрождению
русского
народа с его
могучими
действенными
силами.
Русский
народ молод,
силы его
неисчерпаемы. Русские
и немцы
настолько
соответствуют
друг другу в
отношении
целесообразной,
совместной
продуктивной
работы, как
редко какие-нибудь
другие
нации.Но для
сохранения
мира в
Европе
этого было недостаточно
– необходим
был
тройственный
союз на
континенте.
Вместе все
это создавало
почву для
предопределенной
историей коалиции:
Россия,
Германия и
Франция –
коалиции,
обезпечивавшей
мир и
европейское
“равновесие”,
угрожавшей
лишь одной
европейской
державе –
Англии. Эта
угроза
заставила
ее взять на
себя
инициативу
создания
другой, более
выгодной ей
коалиции – “entente cordiale”.
Альбион не
ошибся в
своих
расчетах:
два сильнейших
народа
континента
лежат,
по-видимому,
безпомощно
поверженными
в прах. Одно лишь
упустил из
виду
хладнокровно
и брутально-эгоистически
рассчитывающий
политик:
ничто не
объединяет
людей так
сильно, как
одинаковое
горе» [xlvi]. Сергей
Фомин 26.05.2005 Oригинал
публикации http://www.pravaya.ru/govern/391/3385 [i] Боткину,
Лейб-медику. – С.
Ф. [ii] Чеботарева
В. В
Дворцовом
лазарете в
Царском
Селе. Дневник:
14 июля 1915—5
января 1918.
Публ. В. П.
Чеботаревой-Билл.
Прим. Д.
Скалона //
Новый
журнал. № 181.
Нью-Йорк. 1990. [iii] Государыня
Императрица
Александра
Феодоровна
Романова. Дивный
свет.
Дневниковые
записи,
переписка,
жизнеописание.
М. 1999. С. 350-351. [iv] Архипастырское
воззвание //
Московские
ведомости. 1915. 31
мая. С. 1. [v] Будучи
Экзархом
Грузии,
именно он в
марте 1917 г.
благословил
Вел. Кн.
Николая
Николаевича
просить
Императора
Николая II об
отречении.
После
революции,
эмигрировав
в США, он не подчинился
Патриарху
Тихону; в 1923 г.
самочинно
объявил
Американскую
Церковь
автономной,
за что, в
конце
концов, 16.8.1933 был
запрещен в священнослужении
Местоблюстителем
митрополитом
Сергием
(Страгородским).
Не принеся
покаяние в
расколе,
скончался.
По его
благословению,
19.4.1934 была
освящена
часовня
преп. Сергия
в здании
музея Н. К.
Рериха в Нью-Йорке,
увенчанного
буддийской
ступой. О «сочувствии»
к нему митр.
Платона не
раз писал
сам Рерих. [vi] Сухомлинов
В. А. Воспоминания.
С. 155. [vii] История
Русской
Церкви. Кн. 8. Ч. II. М. 1996. С. 180. [viii] Хвалин
А. Германский
след //
Десятина. № 55.
С. 5. [ix] Там
же. [x] Там
же. С. 4. [xi] Там
же. С. 5. [xii] В
воспоминаниях
о
Московском
митрополите
Макарии
читаем: «Не
любил также
Владыка, когда
детям
устраивали
елки. “С
иностранцев,
– говорил он, –
принят этот
обычай, а вы
лучше делайте
им
звездочку,
это даст им
чистую духовную
радость,
выше
которой
ничего не
может быть”»
(«Свете Тихий».
Жизнеописание
и труды епископа
Серпуховского
Арсения
(Жадановского).
Сост. С. Фомин.
Т. 3. М. 2002. С. 496).
Описание
вечера
Рождественской
звезды для
детей-сирот
см.:
Московские
церковные ведомости.
1915. № 2. [xiii] Дённингхаус
В. Немцы в
общественной
жизни
Москвы:
симбиоз и
конфликт (1494-1941).
С. 367. [xiv] Дённингхаус
В. Немцы в
общественной
жизни
Москвы:
симбиоз и
конфликт (1494-1941).
С. 353. [xv] Спиридович
А. И. Великая
война и
февральская
революция (1914-1917). Минск.
2004. С. 128. [xvi] Российский
Императорский
Дом. М. 1992. С. 178. [xvii] Там
же. [xviii] Кудрина
Ю. В. Мать и
Сын. М. 2004. С. 225. [xix] Родзянко
М. В. Крушение
Империи и
Государственная
дума и февральская
1917 года
революция.
Полное
издание записок
председателя
Государственной
думы. С
дополнениями
Е. Ф. Родзянко.
М. 2002. С. 175. [xx] Дённингхаус
В. Немцы в
общественной
жизни
Москвы:
симбиоз и
конфликт (1494-1941).
С. 356. [xxi] Данилов
Ю. Н. На пути
к крушению.
Очерки
последнего
периода
Российской
Монархии. С. 131. [xxii] Там
же. С. 131. [xxiii] Бехтерев
В. М. Распутинство
и общество
великосветских
дам //
Петроградская
газета. 1917. 21 марта. [xxiv] Сухомлинов
В. А. Воспоминания.
С. 206. [xxv] Дённингхаус
В. Немцы в
общественной
жизни
Москвы:
симбиоз и конфликт
(1494-1941). С. 385. [xxvi] Там
же. [xxvii] Генерал
от
инфантерии
Н. Н.
Янушкевич:
«Немецкую
пакость
уволить, и
без
нежностей…»
Депортации
в России 1914-1918 гг.
С. 48. [xxviii] Генерал
от
инфантерии
Н. Н.
Янушкевич:
«Немецкую
пакость
уволить, и
без
нежностей…»
Депортации
в России 1914-1918 гг.
С. 48. [xxix] Генерал
от
инфантерии
Н. Н.
Янушкевич:
«Немецкую
пакость
уволить, и
без
нежностей…»
Депортации
в России 1914-1918 гг.
С. 50. [xxx] Брусилов
А. А. Мои
воспоминания.
М. 2001. С. 36. [xxxi] Киреевский
И. В. Разум
на пути к
Истине. М. 2002. С. 51, 53,
54, 62. [xxxii] Леонтьев
К. Н. Восток,
Россия и
Славянство.
М. 1996. С. 604. [xxxiii] Там
же. [xxxiv] Киреевский
И. В. Разум
на пути к
Истине. С. 52 57 57. [xxxv] Там
же. С. 57. [xxxvi] Стогов
Э. И. Записки
жандармского
штаб-офицера
эпохи Николая
I. М. 2003. С. 92-93. [xxxvii] Век
спустя, в
декабре 1918 г.,
это
повторит
русский
крестьянин.
На вопрос М. М.
Пришвина «о
невидимой
России» он
ответил: «Это
далеко – я не
знаю, а село
свое
насквозь
вижу…» (Пришвин
М. М. Дневники
1918-1919. Кн. 2. М. 1994. С. 203). [xxxviii] Там
же. С. 18. [xxxix] Две
серебряных
трубы с
надписью «За
взятие Берлина,
1760 год» было и у
85-го
пехотного
Выборгского
Его
Императорского
и
Королевского
Величества
Императора
Германского,
Короля
Прусского
Вильгельма II полка. [xl] Вакар
С. В. Русская
Императорская
кавалерия //
Военно-исторический
журнал. М. 2002. № 6.
С. 62. [xli] Эвальд
Вольдемарович
фон
Рентельн (1893-после
1946) – офицер Л.-Гв.
Конного
полка.
Штабс-ротмистр.
Участник
гражданской
войны. Служил
в
офицерской
роте
Балтийского
полка; в Северо-Западной
армии.
Ротмистр. В
эмиграции в
Польше. С
началом
Русской
кампании (22.6.1941)
поступил на
службу в
Германскую
армию.
Командир 360-го
казачьего
полка (с 5.11.1942);
затем – бригады
в 15-м казачьем
корпусе). В 1943-1944
гг. казаки
под его
командой
сражались
на Западе
против
англо-французских
войск,
пробившись
в августе 1944-го
с побережья
Бискайского
залива в
Германию.
Заключен в
советский
лагерь в
Прокопьевске
(с 1945), затем – в
Новосибирске.
Скончался в
заключении. [xlii] Рубец
И. Ф. Конные
атаки Российской
Императорской
кавалерии в
первую мiровую
войну //
Военная
быль. № 76.
Париж. 1965. С. 47. [xliii] Степун
Ф. «Спасение
Германии в
России.
Спасение
России в
Германии…»
Письма
прапорщика-артиллериста
// Родина. М. 1993. № 8-9.
С. 56. [xliv] Аннинский
Л. «Неизвестная
война» //
Родина. М. 1993. № 8-9.
С. 182. [xlv] От
правления
об-ва памяти
Государя
Императора
Николая II //
Царский
вестник. № 297.
Белград. 1932. 29
августа/11 сентября.
С. 3. [xlvi] Сухомлинов
В. А. Воспоминания.
С. 427. |
|
||