Tsvi Kerem /
Цви Кэрэм Советская
политика
террора и
де-румынизации
Молдовы. (1940 - 1990) Вместо
введения
или
пророчество
румынского
капитана: «Мне
вспомнилось
одно из
занятий в
казармах
Мальмезон,
на северной
окраине
Бухареста (1939
г.). Был урок-собеседование,
совсем
незадолго
до описываемых
событий… Вел
собеседование
капитан
Лучиян… Он
говорил
возбужденным
тоном, этим
фактически
начав и
закончив
урок, после
чего быстро
вышел из
класса: —
Господа
студенты-допризывники,
вот вы сидите
здесь — румыны,
евреи
(подчеркнуто),
русские,
венгры (подчеркнуто)...
— его голос
дрогнул. — Не
дай Бог,
чтобы
осуществилось
то, о чем
говорится в
последних
донесениях!
Если
когда-нибудь
придут
Советы, над
вами всеми
опустится
вечное
молчание,
недовольных
не будет: они
исчезнут
перед тем,
как успеют
высказать
свое
недовольство.
Да, вы будете
кусать пальцы
и
вспоминать
то, что
безвозвратно
потеряно. До
свидания!.. Мы
сидели в
гробовом
молчании.
Пророческие
слова!
Вскоре нам
суждено
было на себе,
на собственной
шкуре
ощутить
палящую
правдивость
того, что капитан
Лучиян
сказал нам
тогда, в
казарме Мальмезон.
Сколько раз
потом, в
самые
тяжелые моменты
"счастливой
житухи в
стране
освобожденного
труда", я
вспоминал
взволнованного
капитана
Лучияна!..
Постепенно
во мне осело
бетонной
твердостью
скрепленное
опытом
убеждение,
что
коммунизм-советизм
— не что иное,
как
кровавая
возня
группы
политических
авантюристов.
Они готовы
на все, в том числе
на
ликвидацию
цивилизации
планеты Земля!
Их основной
метод —
одурманивание
миллионов
людей в мире
путем
внушения
животного, всеподавляющего
страха!»
|
||||||
МОЛДОВА
В ХХ в.:
ИСТОРИЯ В
КАРТАХ Кликнуть
на каждую
карту для
лучшего
рзрешения |
||||||
|
|
|
||||
1918 –
1939 ТЕРРИТОРИАЛьНЫЙ
РОСТ
РУМЫНИИ И
МОЛДАВСКАЯ
АССР |
1940 ЗАХВАТ
СОВЕТСКИМ
СОЮЗОМ
БЕССАРАБИИ
И СЕВЕРНОЙ
БУКОВИНЫ |
1940 –
1941 ОБРАЗОВАНИЕ
МОЛДАВСКОЙ
ССР В
РЕЗУЛьТAТЕ
СЛИЯНИЯ
ЧАСТЕЙ
БЕССАРАБИИ
И МОЛДАВСКОЙ
АССР |
||||
О
том, как
жилось в
румынской
Бессарабии
и как
происходила
советская
оккупация,
описано в
воспоминания
русской
жительницы
бессарабского
городка
Сороки Ефросиньи
Керсновской
(раньше
эти
воспоминания
были в
онлайне).
«Вдруг
со стороны
Александровской
раздался
гул и лязг
танков: это,
вероятно,
они! Фима Г-вич,
стоявший со
мною на пару,
мой давний
друг, с
испугом
всматривался
в темноту.
Между прочим,
он был одним
из первых
"местных
красных",
критиковавших
с резкой
прямотой
многое из
"новой
жизни",
навязанной
Советами… Впоследствии
он исчез в
подвалах
УГБ Кишинева.
Он погиб от
"положенной
пули в
затылок" за
"антисоветскую
деятельность"! Что
делать?
Минуты
молчания,
ожидания... А
гул все
нарастал...
Приставить
винтовки к
ноге и ждать:
двигаться в
этот момент —
опасно.
|
||||||
Советские
танки в
Кишиневе, 1940 Кишиневские
евреи
радостно
встречают
советских
оккупантов, 1940
г. |
|
|
||||
Двадцать
два года мы
вас ждали
|
||||||
Советские
люди «У
всех
магазинов,
что бы ни
продавалось,
толпились
очереди.
Группы
красноармейцев
или
"гражданских",
странно,
прямо по-нищенски
одетых,
покупали
все,
абсолютно
все! Не
только
покупочное
"помешательство"
удивляло в
первые дни.
Вид
покупателей
не менее
удивлял:
узкие,
бесформенные
брюки, белые —
чаще серые
"от чистоты"
—
косоворотки,
перетянутые
шнуром или
очень узким
поясом, рослые
женщины в
жутких,
выцветших
юбках (платья
— на редкость),
груди
"наперехват"
и т. д.... Я
вспомнил
увиденных
как-то в
центре
города
красивых
белокурых
женщин, молодых,
рослых,
прогуливавшихся
в разноцветных
шелковых
ночных
рубахах,
перепоясанных
шелковыми
поясками, со
шлейфом, как
это было
тогда в моде
(производство
"Тринако"
или
"Геркулес")!
Эти женщины —
"восточницы"
(так
называли в
то время
всех, кто
прибыл из
СССР) —
нарядились
в ночные
рубахи,
приняв их за
выходные
платья.
Просто
большинство
из них
никогда не
видели, как
выглядели
современные
европейские
дамские
ночные рубашки!» Это
как же
отстали и
одичали
люди за
советские 20
лет, что уж не
бог весть в
какой
метрополии,
как Кишинев,
выглядели
совершенными
дикарями! История
одного
еврея «Помню
ясно, как в те
мутные дни
лета 40-го года один
еврей из
Бырлада
(Румыния) с
женой и сопливой
дочуркой,
некий
Лейбович,
вдруг появился
у нас на
пороге с
тупой улыбкой
безысходности
на лице, таща
свои нехитрые
пожитки. Это
был
приятель
моего
старшего
брата по
некой
подпольной
деятельности.
Он просил
принять его
хотя бы в
какой-нибудь
уголочек,
ибо — о,
кощунство в
его устах! — "власти
(Советы) не
интересуются,
где будут
жить тысячи
прибывших
из Румынии" —
поклонников
и
обожателей
советской
власти! "Вот,
мы остались
с ребенком
на улице, —
говорил
Лейбович
чуть ли не в
слезах, — что
мне делать,
Боже мой?" И
мои
родители
приняли их.
Они
вселились в
темную
комнату без
окон, бывшую
ранее моей
спальней.
Там, по вечерам,
Лейбовичи
умиленно
молчали. Но
иногда он
начинал
тихим
голоском:
"Что ты
скажешь, Е.,
как
выглядят
советские
люди?!" Это
тот самый
Лейбович,
который на
упомянутом
процессе
Дамакинер—Фишер
неистово и в
деталях,
"ему одному
известных",
распинался
про "счастливую
жизнь в
Эсэсэрии". Вот
когда мы,
евреи и
неевреи,
"сознательные
и
несознательные",
увидели во
всей ясности
оскал
"освободителей"!
В те дни Адик
Т. с пеной у
рта на
вечерних
встречах
"старых друзей-единомышленников"
до тошноты
продолжал
бубнить о
"наступившем
счастье для
всех". Рыжая
Розенберг
кричала
пискливым
голосом по радио
о том, как
тяжело
живется...
обманутым империалистами
людям... на
Западе. А
Бубис разглагольствовал
о том, как
тяжело
евреи живут
в Палестине! Но
я и многие
другие уже
успели
прозреть, более
того — мы
становились
ясновидцами». История
другого
еврея «Узя
Т-н был очень
красивым
молодым
человеком,
сыном
почтенных
родителей,
одним из активистов
упомянутой
мною
студенческой
федерации в
Бухаресте
(Яссах). Он
отличался
фанатизмом
и любил
изображать
из себя
некоего сверхчеловека.
Он постиг
только ему
понятные, до
глубины
изученные
"принципы
революции" и
величайшие,
ни с чем не
сравнимые
"эпохальные
достижения
страны
Советов". В
Бухаресте
он добрался
до третьего
курса
юридического
факультета
и считал
себя
юристом. Советы
сразу
распознали
в нем
нужного
человека и
нашли ему
место в
подготовляемой
бойне. Ведь
"освобожденные"
земли надо
было "очистить
от
нежелательных
элементов" —
согласно догмам!
Вот Узя Т-н и
отдал себя
телом и
душой этой
"очистительной"
миссии! Он,
оказывается,
заседал в
пресловутых
"тройках". В 1944
году ко мне в
руки
случайно
попали
десятки длиннющих
списков
бессарабцев
из захваченных
архивов
Сигуранцы
(службы
безопасности
Румынии).
Возвратившись
в
Бессарабию
в 1941-м, румыны
их, как видно,
нашли в
архивах
НКВД Кишинева.
В этих
списках
люди всех
национальностей
с указанием
лишь
фамилии,
имени, отчества,
года
рождения,
адреса, под
шифром "С. С."
(не
гитлеровского
— другого:
"совершенно
секретно").
Снизу
красным карандашом
буква "Р"
(первая
буква от
"расстрелять")
и подпись —
советник
юстиции У. Т-н.
Уже один
перечень
имен своей
суммарностью
доказывал
неопределенность,
явную
надуманность
"вины" жертв.
В списках я с
удивлением
обнаружил
моего
приятеля Ф.
Г-ча, о котором
я уже
говорил
вначале.
Среди жертв
были священники
и лавочники,
крестьяне и
офицеры, портные,
полицейские
и чиновники…
Я увидел в
воображении
новую
религию,
религию
кровавую!
Вот еще одна
причина,
почему у
евреев не
должно быть
ничего
общего с
такой "религией"! Устрашение «В
репрессиях
Советов, как
видно,
ничего не происходит
случайно.
Нет! Роковая
ошибка многих
на Западе
именно в том,
что они
часто склонны
смотреть на
советские
репрессии как
на "перегибы
и неточности
в
исполнении
приказов
свыше, со
стороны
местных
начальников".
Систему, методику
репрессий
мне удалось
относительно
быстро
"расшифровать"
— в них
таинственность
лишь для тех,
кто этого
никогда не
видел, не
пережил,
этим не
интересовался! Итак,
сначала
идет
подготовка:
осенью 1940 года
на улицы
Кишинева
начали
систематически,
каждую пару
дней,
выводить на
маршировку
части НКВД. В
основном — на
Александровскую
улицу, уже
успевшую
стать к тому
времени
"проспектом
Ленина"
(ныне
проспект
Штефана
Великого).
Зрелище
преследовало
явную цель:
показать
неумолимую
силу,
напугать,
навести страх
на всех,
сделать
любую мысль
о несогласии,
о
сопротивлении
—
неосуществимой,
никчемной,
смешной!
Выводили
одну роту,
две, реже — батальон,
в выходные
дни дело
доходило до
целого
полка и даже
больше. Это
были тщательно
отобранные,
здоровенные
солдаты, длиннющие,
до самых
щиколоток,
шинели
делали их
еще выше, чем
они были в
действительности…
Добротные
сапоги "в
гармошку",
наглые взгляды
по сторонам
на
проходящих
"винтиков"
(определение
советских
граждан,
данное Сталиным)
— так
выглядели в
то мутное
"освободительное"
время
наводившие
нужную атмосферу
ребята-энкавэдэшники
из
спецвойск. Они
шли без
оркестра,
под песню.
Как-то, серым
днем
глубокой
осени, они
отбивали
шаг по улице
Ленина, как
раз перед
венецианским
зданием
горсовета.
Было
немного
прохожих,
часов
одиннадцать
утра — и холод
и
настроение
унылое. Я
стоял на
обочине
тротуара,
перед полупустым
парфюмерным
магазином
"Тэжэ". Прохожие
остановились,
все было и
интересно, и
страшно.
Каждый раз,
под краткую,
резкую команду,
винтовки с
штыками
брались "к
бою", потом
снова — "на
плечо" и
опять через
пару минут —
"к бою!". В
этих
маневрах и
заключался акцент
"на
устрашение"». Парад
освобождения
совместно с
эсэсовцами 6
июля 1940 года
Советы
провели в
Кишиневе
так называемый
"парад
освобождения".
Само
название
его — грубая
подтасовка,
ибо
Бессарабию
и Буковину
не
освободили,
а силой
оккупировали
в
преступном
сговоре с
Гитлером.
Изумленные
кишиневцы
увидели, как
новая
власть удерживает
народ
далеко от
проходящего
парада (не
менее 150
метров), так
что его
можно было
разглядеть,
пожалуй,
только в
бинокль. Все
же
собрались
десятки
тысяч людей
смотреть,
пусть
издали, на
парад... Я был в
особенно выгодном
положении,
так как
получил приглашение
на трибуну.
Трибуна
была наскоро
сделана из
досок и
напоминала
большой ящик,
поставленный
вверх дном.
Конечно, весь
он был
выкрашен в
красный
цвет и
устлан молдавскими
коврами.
Когда я
подходил к
трибуне со
стороны
Гоголевской
улицы, после
бесконечных
проверок
энкавэдэшников
в форме и без
оной, я
глазам
своим не
поверил. Во
всю длину
квартала, до
самой
Пушкинской
улицы, как бы
символизируя
дружбу
Сталин—Гитлер,
по обе
стороны
улицы
стояли в
шеренгах
вперемешку
энкавэдэшники
и... эсэсовцы!
Да, не
удивляйся,
пораженный
читатель,
именно так —
энкавэдэшники
и эсэсовцы.
Возможно,
это была
единственная
в Истории,
явная и
неоспоримая
демонстрация
фактического
тождества
двух
понятий! (По
официальной
версии, они
прибыли в
СССР, чтобы
помочь
репатриировать
немецких
колонистов
с просторов
России в германский
фатерланд.) 6
июля 1940 года
Советы
провели в
Кишиневе
так называемый
"парад
освобождения".
Само название
его — грубая
подтасовка,
ибо
Бессарабию
и Буковину
не
освободили,
а силой
оккупировали
в преступном
сговоре с
Гитлером.
Изумленные
кишиневцы
увидели, как
новая
власть
удерживает
народ
далеко от
проходящего
парада (не
менее 150
метров), так
что его
можно было
разглядеть,
пожалуй,
только в
бинокль. Все
же собрались
десятки
тысяч людей
смотреть,
пусть издали,
на парад... Я
был в
особенно
выгодном положении,
так как
получил
приглашение
на трибуну.
Трибуна
была
наскоро
сделана из
досок и
напоминала
большой
ящик,
поставленный
вверх дном.
Конечно,
весь он был
выкрашен в
красный
цвет и
устлан
молдавскими
коврами.
Когда я
подходил к
трибуне со
стороны Гоголевской
улицы, после
бесконечных
проверок
энкавэдэшников
в форме и без
оной, я глазам
своим не
поверил. Во
всю длину
квартала, до
самой
Пушкинской
улицы, как бы
символизируя
дружбу
Сталин—Гитлер,
по обе
стороны
улицы
стояли в
шеренгах
вперемешку
энкавэдэшники
и... эсэсовцы!
Да, не
удивляйся,
пораженный
читатель,
именно так —
энкавэдэшники
и эсэсовцы.
Возможно,
это была
единственная
в Истории,
явная и
неоспоримая
демонстрация
фактического
тождества
двух понятий!
(По
официальной
версии, они
прибыли в
СССР, чтобы
помочь
репатриировать
немецких колонистов
с просторов
России в
германский фатерланд.) |
||||||
Совместный
советско-нацистский
парад, Кишинев,
1940 На трибуне
во время
парада в
Кишиневе в 1940
г. Энкаведешные
упыри. |
|
|||||
Первая
депортация «А
через
несколько
дней
последовала
сама "операция".
В течение
нескольких
часов — с двенадцати
ночи до
позднего
утра — сотни,
тысячи
семей были
подняты с
постелей, с
больничных
коек, взяты
на улицах, на
вечеринках,
нередко из
объятий
возлюбленных
и
отправлены
грузовиками
на вокзал,
где их
ожидали
длиннющие
порожняки
скотских
вагонов. Там
же, на
вокзале,
отделили женщин
от мужчин.
Душераздирающие
сцены разрушения
семей
оставляли
безразличными
каменные
сердца
"ребят"
Сталина—Берии.
Уже к вечеру
город был
полностью
парализован.
Каждого
охватил
дикий страх
за себя, за
своих, к тому
же еще и
глубокое
чувство
беспомощного
возмущения.
Лишь мелкие
группки злобных,
вернее,
жалких
подхалимов,
шкурников
среди
соседей или
на работе
выражали
"радость и
полное
согласие с
мудрой
политикой
партии и
Самого". Они
по-собачьи
озирались
на начальство
— как Оно
оценивает
их рвение... Как
теперь уже
известно,
большая
часть сосланных
погибла
медленной,
мучительной
смертью от
голода,
холода и
непосильного
труда на
просторах
ненасытной
мачехи-Руси.
Кем были
высланные?
Они просто
были
бессарабцами
— владельцы
магазинов и
предприятий,
портные и
сапожники с
Ильинского
базара, с Азиатской,
врачи,
проститутки,
рабочие,
учителя, художники,
чиновники,
бывшие
солдаты
"Народной
республики
Бессарабия"
(1918), цыгане,
молдавские
крестьяне,
гагаузы
(Советы
просто не
понимали,
что это за
таинственное
племя — гагаузы,
так не лучше
ли выслать?!). Этот
перечень
можно было
бы
продолжить,
но никогда
не удастся
увидеть в
нем хоть
какую-то
человеческую,
пусть даже
"социально-революционную"
логику. Все
это —
продуманный
геноцид,
отвечающий
двум
главным
целям оккупантов:
полностью
уничтожить
национальный
характер
захваченной
территории —
ее дерумынизация
и
совето-русификация
и искоренить
в зародыше
любую мысль
о
сопротивлении!
В одно и то же
время, в те же
часы дня и
ночи, точно
такая же
операция,
без
изменений и
дополнений,
была
проведена в
сотнях
городов и
сел
Бессарабии
и Буковины.
Некоторые
села, более
зажиточные,
опустели,
как после
тяжелого
мора или
после войны!
Одни лишь
недоенные
коровы да
осиротевшие
собаки
подавали
признаки
жизни!» Вот
в этой фразе
и выражена
вся
сущность марксизма
и
коммунизма,
эта фраза -
ключевая: «Некоторые
села, более
зажиточные,
опустели,
как после
тяжелого
мора или
после войны! Одни
лишь
недоенные
коровы да
осиротевшие
собаки
подавали
признаки
жизни!» Первая
волна
выселений и
расстрелов
(1940-1941 г.г.) «Первым
руководителем
органов
внутренних
дел Молдовы
(тогда это
ведомство
называлось
НКВД,
объединенным
с
госбезопасностью)
был
сподвижник
Лаврентия
Берии
генерал-майор
Николай Сазыкин. Уже
в
июле-августе
1940-го начались
аресты сотрудничавших
с румынской
властью,
подозреваемых
в шпионаже в
пользу
Румынии и
стран фашистского
блока
(Германия и
Италия). Репрессии
продолжались
весь период
пребывания
Сазыкина на
этом посту.
Расстреливали
за чертой
города, ниже
современной
улицы Гренобля,
где позже и
были
найдены
останки погибших.
Сазыкин
был убежден,
что Молдова
является опасным
рассадником
антисоветских
настроений.
В
донесениях
в Москву он
всячески добивался
принятия
«по-настоящему
крутых мер» - и
получил
согласие.
Весной 1941 г.
были составлены
списки лиц,
подозреваемых
в антисоветской
деятельности.
Проведенная
13-14 июня 1941 г.
акция
высылки
прошла
буквально в
последние
дни
пребывания
Сазыкина на
посту, когда
он уже
формально
был
освобожден
от должности
и
готовилось
назначение
преемника.
Поработали
«на совесть»,
выслав более
25 000 человек.
(После
ареста и
расстрела
покровителя
Берия
Сазыкин
впал в
немилость. В 1956
г. как
пособник
Берия он был
арестован и
расстрелян –
единственное,
что отрадно,
это то, что
многих их
них
расстреляли!)
Как
молдаван
пытались
заставить
воевать
против
Румынии (1941) ...На
подходе к
местечку
Троицк на
обочине дороги
старушка
задумчиво
смотрит на
все ту же
сцену —
шагающий
народ. Рядом
с нами несколько
бойцов с
автоматами
"ППШ"
наготове
ведут
арестованных
бойцов без
оружия, без
поясов.
Бабка полукрича
обращается
к конвоирам:
"Куды, жыды
погани,
сынив нашых
женете?!"
Один из конвоиров
— еврей. Он мне
сказал с
раздражением,
что давно
"возится с
этими". Он бы
"сразу кокнул
их" и на этом
кончил бы
все. Он из
Николаева —
они ведут
разоруженных
молдаван из
небезызвестной
Седьмой
молдавской
дивизии:
молдаване
открыли
фронт, обстреляв
своих около
Фалешт, на
Пруту!
Оказалось
позднее, что
та часть, в
составе
которой мы,
бойцы
особого
истребительного
батальона,
под
Дурлештами
атаковали
немецкий
десант (вернее,
были им
перебиты),
входила
тоже в эту Седьмую
дивизию. А
об этой
дивизии —
сказ особый.
Находясь в тумане
марксистских
догм, Сталин
велел создать
местные
соединения
в бывшей
Бессарабии
(первая-седьмая
дивизии). Это
было сделано
не без
влияния
донесений
неосведомленных
комиссаров,
партподхалимов,
орудовавших
в
оккупированной
Бессарабии.
Они
докладывали
о некой
"особой симпатии
бессарабцев"
(значит, и
молдаван, а
это одно и то
же, что
румыны) к
советской
власти, к
России. А
было в
действительности
все наоборот!
Комиссары
были просто
некомпетентны.
Для них
группки
коммунистов-фанатиков
типа
Розенберг—Бубис-Шур—Ключников—Иткис
и иже с ними,
представлявшие
ничтожное меньшинство
населения,
были
"большинством".
Этот вздор,
наивнее
которого и
не представить
себе, привел
к
вооружению
тысяч
молдаван-румын,
лишь
несколько
месяцев
тому назад
являвшихся
военнослужащими
румынских
полков. Их
послали
воевать
против
своих
братьев на
Юго-Западном
фронте,
причем на
слабом участке
(Фалештская
дуга, вблизи
Бельц). Результат
не заставил
себя ждать. В
первых
числах июля
41-го
молдаване
внезапно
повернули
пулеметы
против
своих же
линий у
Фалешт, на
Пруту.
Образовалась
широкая
брешь, через
которую
ринулись
румынские
войска,
дошедшие
почти что до
окраины
Бельц.
Конечно, вы
не найдете
ни слова об
этом
серьезнейшем
провале в
сталинской
военной
идеологии,
на десятках
тысяч
страниц
славословных
историографий
о войне,
написанных
советскими
авторами.
Мало того,
маршал
Жуков "обо
всем этом
забыл в
своей
книге", а, по
сведениям,
именно ему
"Гениальный"
поручил
ликвидировать
катастрофу
у Бельц, и, как
видно,
именно с
этой удачи
(восстановление
фронта)
Жуков начал свое
восхождение
по лестнице
военной славы...
Выселение
и
уничтожение
молдаван «Вскоре
Л.И.Брежнев
стал Первым
секретарем ЦК
КП Молдавии,
то есть
абсолютным
хозяином этой
маленькой
республики.
Там он
вместе с генералом
КГБ
Мордовцем
рьяно
взялся за ликвидацию
румынского
характера
Бессарабии —
массовую
высылку
молдаван. В 1949
году вдруг
были
подняты с
родных
насиженных
мест приблизительно
полтора
миллиона
молдаван. Их
расселили в
отдаленных
районах
СССР… Операция
была
проведена
быстро,
четко. Важную
роль в
непосредственном
ее
осуществлении
сыграл
некий
полковник
Мильштейн.
Жена Мильштейна,
тоже
еврейка,
превосходила
все то, что
можно себе
представить
в области
привлекательности.
Они жили в
одном из
роскошных особняков
в южной
части
Кишинева…
Потом, когда
Берия
пристрелили,
Мильштейна
внезапно
вызвали в
Москву, и в
подвалах
Лубянки он получил
положенную
пулю в
затылок. Не
забыли и
привлекательную
мадам
Мильштейн,
которая
подозрительно
часто
наезжала в
Москву по
одному и
тому же
адресу. Эти
поездки
оказались
достаточным
составом
преступления,
наказуемого
знаменитым
"накеншус". Ну,
а генерал
Мордовец
получил
тридцать сребреников,
остался
министром
госбезопасности
Молдавии до
самой
пенсии и еще
до
недавнего
прошлого
величаво
нес свою
огромную
тушу по тенистым
улицам
Кишинева
(когда-то он
весил 118
килограммов),
опираясь на
тонкий
металлический
стек... . |
||||||
Освобождение
по-советски |
Йосиф
Лаврентьевич
Мордовец (1899-1976) |
|||||
Мордовец:
Вернемся
к выселению
молдаван B 1940
году в Бессарабии
проживали
четыре
миллиона
молдаван-румын.
После 1949-го в
пресловутой
"МССР" осталось
немного
больше двух
миллионов. В
наши дни
(автор пишет
в середине
1970-х) Молдавия —
республика
со
смешанным
населением,
в которой
молдаване
составляют
процентов пятьдесят!
Кишинев с
его
шестисоттысячным
населением —
русский
город, как
большинство
советских
"республиканских
столиц"...
МАССР Теперь
осталось
рассмотреть
еще одно
странное
образование,
связанное с
Румынией и
Молдавией.
Это МАССР,
или
Молдавская
Автономная
Советская
Социалистическая
Республика. Эта
автономная
республика
в составе
Украинской
ССР,
существовавшая
с 1924 года по 1940
год. Включала
левобережную
часть
современной
Молдавии и
большую
часть
современной
Украины (Одесской
обл.).
Инициатором
создания
автономии
был
Г.Котовский
(«блатной»).
«Столица»
находилась
в городе
Балта. Однако
Молдавская
АССР была
создана не
как
национальное
государство,
а как
средство
влияния
Советского Союза
на Запад.
Численность
молдавского
населения
на
территориях,
вошедших в
состав
МАССР,
никогда не
превышала и
трети населения
автономии. Населению
МАССР
пришлось
пережить
все ужасы
советского
строя –
Голодомор,
массовые
высылки,
раскулачивание,
коллективизацию
и репрессии.
Поэтому
никакого образования
в пику
Румынии и
никакой
рекламы
советского
строя не
получилось. В 1929
году
началось
повторное
выселение
кулаков в
Сибирь,
Архангельскую
область, на
Соловецкие
острова и на
Новую Землю.
В процессе
раскулачивания
у крестьян
изымалось
частное имущество,
земля, часть
урожая. Всё
это в начале
1930-х годов
стало одой
из основных
причин голода
и бегства
крестьян из
МАССР в
Румынию, а
также выезд
в другие
регионы
СССР. Число
жителей
МАССР,
погибших от
голода, оценивается
в 20 000 человек.
По данным
румынской прессы
того
времени,
столько же
человек предприняли
попытку к
бегству в
Румынию, при этом
часть из них
была
задержана
или расстреляна
при попытке
пересечь
Днестр. Крупнейшим
инцидентом
во время
миграции населения
МАССР в
Румынию
стал
расстрел советскими
пограничниками
40 человек,
пытавшихся
пересечь
Днестр по
льду возле
Оланештского
леса… В
дальнейшем,
уже после
голода в
конце 1930-х годов,
в
Молдавской
АССР были проведены
репрессии,
коснувшиеся
на этот раз, в
основном,
руководителей
автономии и
чиновников
(перестреляли
всё
руководство…). Всего
в 30-е — 40-е годы на
территории
Молдавии (автономной
и союзной
республик)
было репрессировано
и осуждено,
по
различным
оценкам, 75-81
тысяч
жителей, из
которых 51 542
были депортированы. Молдавская
АССР была
создана как
средство
политического
давления на
Румынию.
Однако в
этом
«давлении»
советские
власти
метались из
одного к
другому. То
они
объявляли
молдаван
отдельной
нацией со
своим
языком, то
вновь
считали
молдаван
идентичными
румынам. С 1932
по 1938 г.г. для
письменности
использовалась
латиница, т.е.
румынский
алфавит. |
||||||
|
|
|
||||
1941 – 1944 БЕССАРАБИЯ
И
ТРАНСНИСТРИЯ
(ОДЕССКАЯ
ОБЛ.) ПОД
УПРАВЛЕНИЕМ
РУМЫНИИ |
1932-1938 ФЛАГ
МОЛДАВСКОЙ
АССР |
1991 - НЕЗАВИСИМАЯ
МОЛДОВА И 'ПОДНЕСТРОВЬЕ' |
||||